Цель пальчиковой гимнастики в детском саду: игровые технологии, упражнения для кистей, песенка ворона

Какая цель пальчиковой гимнастики в детском саду

В дошкольных учреждениях, где серьезно относятся к вопросам развития ребенка, с малышами занимаются не только рисованием или танцами. Не менее важны игровые технологии, обеспечивающие разностороннее развитие детей. В частности, особое внимание в детском саду уделяется пальчиковой гимнастике, основная цель которой – лучше развить мелкую моторику рук.

Как приготовить полезный шоколад

малышка повторяет за воспитателем движения пальцами

Значение пальчиковой гимнастики в детском саду

Пальчиковая гимнастика – это комплекс упражнений для пальцев и кистей рук, который обычно преподносится детям в игровой форме. Пальцы – необыкновенно чувствительная часть нашего тела. Благодаря огромному количеству нервных окончаний, расположенных в их подушечках, стимуляция этих зон вызывает активную работу головного мозга. В первую очередь начинают функционировать участки, отвечающие за речь, письмо, осуществление целенаправленной деятельности, способность к восприятию, анализу, запоминанию информации.

Это интересно!

Согласно представлениям восточной медицины, на ладони человека сосредоточено большое количество энергетически активных зон, раздражение которых активирует работу внутренних органов и нормализует процессы обмена веществ в организме.

Кроме физиологического аспекта важна и психологическая составляющая процесса. Подобные игры и упражнения способны успокоить, отвлечь ребенка, помогают наладить взаимодействие между детьми в группе детского сада.

Цель пальчиковой гимнастики

Цели проведения зарядки для пальчиков отличаются для детей разных возрастных групп. Для малышей до 4-х лет:

  • Формирование навыка слежения за объектом;
  • Обучение повторению за действиями других людей;
  • Совершенствование координации движений;
  • Развитие чувства ритма.

Для средней группы дошкольников (4-5 лет):

  • Стимуляция внимательности, непроизвольного запоминания;
  • Совершенствование мелких движений пальцами;
  • Формирование образного мышления;
  • Снятие напряжения с мышц верхних конечностей.

Для старших дошкольников (5-6 лет):

  • Развитие творческих способностей;
  • Подготовка кисти к письму;
  • Совершенствование способности к целенаправленным действиям;
  • Стимуляция процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

раскрашенные краской ладошки мальчика

Функции пальчиковой гимнастики

Занятия пальчиковой гимнастикой дома или в детском саду выполняют несколько важных функций:

  • Тренировка мелких движений кистью и пальцами;
  • Активация центров речи и письма в коре больших полушарий;
  • Стимуляция когнитивных функций (интеллект, мышление, память, внимание);
  • Создание психологически комфортной обстановки;
  • Развитие творческих способностей, воображения.

Способы развития мелкой моторики

Не только пальчиковые игры развивают способность к тонким целенаправленным движениям. Для этого разработаны несколько методик:

  1. Пальчиковый массаж – это оптимальный вариант для детей первого года жизни, которые еще не умеют действовать целенаправленно.
  2. Пальчиковые игры – это гимнастические упражнения для пальцев и кистей.
  3. Игры с предметами мелкого размера – с кубиками, мячиком, песком, камешками, мозаикой, конструктором, небольшими игрушками.
  4. Пальчиковый театр – театральные представления, в которых каждый палец играет свою роль.
  5. Творческая мастерская – лепка из пластилина, рисование, аппликация.
  6. Бизиборды – доски для детей, к которым крепятся предметы, развивающие бытовые навыки, – шнурки, замки, ручки, краны, кнопки и т. п.
  7. Головоломки с элементами рисования – задания, в которых нужно соединить точки, дорисовать недостающие части, показать выход из лабиринта и т. д.

мама держит пальчики малыша

Пальчиковый массаж

Это метод, подходящий для раннего периода развития ребенка, он осуществляется пассивно, с помощью родителей. Можно начинать делать массаж деткам практически с самого рождения. Это ускорит процесс «раскрывания» ладошек и простимулирует интерес к изучению собственных рук.

Как осуществить это на практике? Нужно загибать, крутить, массировать пальчики ребенка, сопровождая это стишками и присказками про сороку-ворону, козу-дерезу или ладушки.

Массаж под песенку про сороку-ворону считается классическим вариантом:

  1. Сначала вы делаете мягкие круговые движения по ладошке малыша, рассказывая о том, как сорока варила кашу.
  2. Затем массируете подушечки и выполняете вращательные движения каждым пальчиком, начиная с пятого, перечисляя, кого мама-сорока накормила, а кому не повезло.
  3. И наконец, слегка щекочите внутреннюю поверхность запястья, локтевого сгиба, подмышки, показывая степень нагревания воды для каши.

Тщательно следите за своей речью. Она должна быть четкой, эмоционально окрашенной, направленной именно на ребенка (важно смотреть на него в процессе игры). Если вы не очень хорошо помните песенку про ворону с детства, то можете посмотреть видео пальчиковой игры (в конце статьи) и освежить в памяти технику ее выполнения.

С массажной целью можно применять разные подручные средства: шарики для су-джок терапии, мягкие мячики, ватные палочки. Их удобно катать по ладошке, малыш может их хватать, мять. Все это развивает тактильные ощущения и ловкость рук.

Полезное видео – Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры

Занятия в детском саду проходят в игровой форме. Малыши выполняют вслед за педагогом движения, которые постепенно будут усложняться. Одновременно можно читать короткие стихотворения, представляя, что пальчики – это его персонажи. Также можно рассказывать тематические сказки, иллюстрируя пальцами все происходящие события. Подобные игры бывают трех видов: разработка кистей рук, статические и динамические упражнения для пальчиков. Рассмотрим наиболее популярные варианты:

  1. “Ладушки”. С детьми до года играть нужно пассивно, взяв детские ручки в свои, выполняя все необходимые движения, сопровождающиеся присказкой. После года малыш уже способен самостоятельно подражать знакомым движениям.
  2. “Крышечки”. Обычно детям после года нравится открывать и закрывать банки, бутылочки, контейнеры. Поощряйте это детское увлечение. Постепенно малыш научится не только открывать и закрывать простые крышки, но также закручивать и раскручивать бутылки. Только не давайте ему без присмотра играть со стеклянными емкостями, которые могут разбиться.
  3. «Бусины». Разрешайте малышу перебирать свои бусы, браслеты с мелкими или более крупными бусинами. Если украшения цветные – это еще лучше, так будет вырабатываться правильное цветовосприятие.
  4. «Бумага». Играть с бумагой детям интересно уже после достижения ими 6-месячного возраста. Бумажки можно мять, рвать, скатывать в шарики.
  5. «Крупа». Высыпьте в миску любую крупу и покажите ребенку. Он может окунать в нее ручки, щупать, пересыпать из одной ладошки в другую. Внимание! Обязательно находитесь рядом во время подобных занятий. Следите, чтобы малыш не тащил крупу в рот. Мелкие частицы могут попасть в дыхательные пути.
  6. «Песочек». Насыпьте песок на поднос и продемонстрируйте ребенку, как на нем можно рисовать линии, точки, сеточки, простые картинки. Сначала возьмите его пальчик в свои руки и перемещайте его по песку. Со временем малыш научится действовать самостоятельно.
  7. «Читаем книжку». Даже если сын или дочка еще не знают ни одной буквы, все равно перелистывание страниц красочной книжки с картинками пойдет им только на пользу. Тактильный контакт с бумагой, рассматривание цветных изображений стимулируют работу головного мозга.
  8. «Все сам». Детей с 3 лет нужно приучать одеваться и обуваться самостоятельно. Они постепенно должны обучиться застегивать пуговицы, завязывать шнурки, справляться с крючками, завязками, застежкой-молнией. Это не только научит их самостоятельности, но также разовьет мелкую моторику.

на пальцах маски зверюшек

Влияние на развитие речи

Ученые давно доказали, что простые игровые технологии помогают детям быстрее научиться говорить и писать. Речевые и моторные центры, отвечающие за работу кисти, расположены в коре больших полушарий «по соседству». Поэтому раздражение одного ее участка стимулирует другой, помогая ребенку лучше понимать и воспроизводить звуки, слова, фразы.

Кроме того, повторение стереотипных фраз, потешек, стишков во время пальчиковой игры способствует их запоминанию. Малыш с течением времени начинает повторять за взрослыми знакомый текст.

Если ребенок занимается в детском саду, где дошколята активно взаимодействуют друг с другом, это также является дополнительным стимулом развития речи, чтобы продуктивно контактировать со сверстниками.

Важно!

Не переутомляйте малыша. Начинать игры нужно с 1 минуты, а наращивать их продолжительность постепенно. Подобные занятия не должны превращаться из веселого развлечения в утомительную обязанность.

Видео – Пальчиковые игры для малышей

Готовим руку к письму

Письмо – непростой навык для дошкольника, которым невозможно быстро овладеть без тренировки. Чтобы почерк впоследствии был ровным и красивым, нужна согласованная работа всех мышц кисти и предплечья. Важно то, как ребенок держит ручку, как ведет ею по бумаге, переходит от одной буквы к другой.

Поэтому учить дошкольника писать следует одновременно с выполнением простых разминочных упражнений. Это прекрасный способ развития письменных навыков.

  1. «Здороваемся». Малыш дотрагивается подушечкой большого пальца по очереди до всех остальных. Так пальчики «приветствуют» друг друга.
  2. «Крестики». Малыш скрещивает одновременно или по очереди 2 и 3, 4 и 5 пальцы.
  3. «Змейка». Подушечка каждого пальца дотягивается до его же основания.
  4. «Крылья». Ребенок плавно машет кистями рук, имитируя движения крыльев.
  5. «Брызги». Дети в течение нескольких секунд трясут расслабленными кистями рук, как бы стряхивая с них капли воды.
  6. «Ножницы». 2 и 3, 4 и 5 пальчики соединяются между собой и выполняются движения, имитирующие ножницы.
  7. «Пианино». Малыш делает вид, что играет на пианино, нажимая пальцами на столешницу.
  8. «Круги». Каждым пальцем поочередно выполняются круговые движения в воздухе.
  9. Эффективен также двухминутный массаж, который выполняют в начале, в середине и в конце занятия. Массировать пальчики следует мягкими растирающими круговыми движениями, начиная от периферии и постепенно двигаясь к их основанию.

Деятельность ребенка в ДОУ обычно насыщенна и разнообразна. Однако не стоит игнорировать и такие, казалось бы, простые занятия, как пальчиковые игры. Они самым благоприятным образом сказываются как на интеллектуальном, так и на физическом развитии и помогают малышу найти общий язык со сверстниками и педагогами.

Видео – Мультик с песенкой “Сорока ворона кашу варила…”

Ссылка на основную публикацию