Атонически астатическая форма ДЦП: комплекс упражнений ЛФК, лечебная физкультура для детей инвалидов

ЛФК при атонически-астатической форме ДЦП

Детский паралич ЦНС или ДЦП формируется на фоне повреждения различных отделов мозга и вызывает расстройство двигательных функций у ребенка. Атоническо астатическую форму ДЦП относят к самым тяжелым разновидностям заболевания. Сегодня у медиков нет эффективных средств для лечения серьезных нарушений в функционировании детской вегетативной нервной системы, но некоторые методики позволяют уменьшить негативные проявления. В их число входит и лечебная физкультура.

Как приготовить полезный шоколад

врач помогает ребенку делать движения на фитболе

 Значимость ЛФК при ДЦП

Ценность лечебной физкультуры при ДЦП в том, что она помогает маленьким пациентам развивать и поддерживать в здоровом состоянии не затронутые болезнью участки нервной системы. Благодаря регулярным занятиям ЛФК, у больных детей при разных формах ДЦП происходят следующие положительные изменения:

  1. Нормализуются обмен веществ и кровообращение в поврежденных участках, что приводит к полному или частичному восстановлению нервно-сосудистых и обменных нарушений.
  2. Купируется формирование спаек между нервными оболочками и тканями, к ним прилежащими.
  3. Предотвращается образования новых спаек.
  4. Укрепляется мышечный корсет ребенка.
  5. Улучшаются двигательные координации.
  6. Снижается риск возникновения искривлений позвоночника. Организм укрепляется, повышается степень работоспособности.
  7. Развиваются способности к эмоциональному и психологическому восприятию, улучшаются зрительные и тактильные ощущения, исправляются задержки речевого развития.

 Основы методик

В основные принципы ЛФК при ДЦП, способствующие формированию начальных двигательных навыков, которыми руководствуются врачи, входят:

  • Непрерывность занятий на протяжении всей жизни ребенка;
  • Ступенчатое, без резких скачков, увеличение нагрузок;
  • Индивидуальная работа с каждым пациентом;
  • Применение методик с учетом возраста и состояния ребенка.

 Общие направления программы

В программу ЛФК, разработанную для детей, страдающих церебральным параличом, специалисты включили и физические упражнения, и тренировки дыхания, и работу с мимикой и эмоциями. С помощью особых движений разрабатываются различные группы мышц: живота, туловища, шеи. Проводится работа с конечностями, направленная на улучшение двигательных способностей ребенка и дающая возможность на восстановление их природных функций. Параллельно с ней даются упражнения на укрепление суставов.

В комплекс упражнений при детском параличе включены и такие подвиды лечебной физкультуры, как ходьба, растягивание и лечение положением.

Важно!

Физическая коррекция, как метод лечения при атоническо астатической форме ДЦП невозможна без демонстрационных и словесных пояснений, помогающих выстроить занятия по индивидуальному плану.

ребенок на тренажере делает движение под присмотром взрослых

Освоение двигательных функций

Будучи инвалидом, ребенок не может сам выполнять упражнения, поэтому все занятия с малышами по ЛФК ведутся с поддержкой врача или родителей. При выполнении упражнений с инвалидами помощник должен соблюдать особую осторожность и следить за плавным и медленным темпом. Для повышения двигательных навыков малышу при тяжелых заболеваниях нервной системы необходима гимнастика, состоящая из следующих упражнений:

  1. Малыша сажают на пятки, врач кладет его руки себе на плечи и помогает маленькому пациенту встать на колени.
  2. Встав сзади ребенка, надо взять его подмышки и помочь ему перенести вес с одной ноги на другую. При выполнении упражнения руки пациента разводят в стороны и следят, чтобы вторая нога оторвалась от пола.
  3. Усадив ребенка на корточки, помощник заходит сзади, располагает свои руки на коленях малыша, и начинает медленно наклонять его туловище. Разгиб коленей должен произойти самопроизвольно.
  4. Освоение вставания со стула. Малыша сажают на стул, врач подходит к нему спереди, осторожно прижимает его ступни ногами, и тянет за руки вверх так, чтобы ребенок сам попытался встать.
  5. Тренировка равновесия. Для того чтобы ребенок выполнил это упражнения, у него должно быть два помощника. Малыша надо поставить так, чтобы одну ногу он выдвинул вперед. Мама и папа занимают положение сзади и спереди ребенка и выполняют прямые толчки в грудь и спину.
  6. Освоение шагов. Врач или родитель подтягивают маленького пациента за руку, немного подталкивая его в стороны, тем самым помогая малышу шагнуть.
  7. Упражнение на развитие опороспособности. Ребенка укладывают на спину, ноги должны быть согнуты в коленях, врач плотно прижимает его стопы к полу.

 Развитие мышечной системы живота

Принцип выполнения упражнений на развитие мышц живота при различных видах нарушений мозговой деятельности у детей тот же, что и для обычных тренировок брюшного пресса. Единственное отличие – это наличие помощника. Описание основных позиций:

  1. Взрослый сажает ребенка к себе на колени, и вместе с ним наклоняется вперед, придерживая малыша за таз и колени. В исходное положение маленький пациент должен вернуться сам.
  2. Перевороты. Уложив малыша на спину, надо помочь ему сделать мах любой ногой так, чтобы получился переворот. Если пациент капризничает, верните его в состояние покоя ласковыми словами, и затем продолжите занятие.
  3. Выполнение наклонов вперед сидя на полу. Малыша сажают на пол, ноги должны быть немного раздвинуты. Придерживая его за спину, надо добиться, чтобы ребенок наклонился и достал вытянутыми руками пол.
  4. Прогиб позвоночника лежа на полу. Малыш лежит на спине, ноги и руки вытянуты, помощник подкладывает руку под поясницу и помогает ребенку прогнуться так, чтобы ноги и руки не оторвались от пола.
  5. Полу кувырок или запрокидывание ног. В связи с неполадками в нервной системе и непредсказуемости ее реакции на сильное физическое напряжение, упражнение выполняется под строгим контролем. Пациента укладывают на спину, ноги поднимают вверх и запрокидывают за голову. Задача малыша достать пальцами ног поверхности пола за головой.

врач помогает ребенку сделать движение ногой

Развитие суставов

Проработка суставов необходима для закрепления двигательных способностей конечностей больного. В нее входят:

  1. Сгибание ног помощником при лежании ребенка на спине, ноги должны быть выпрямлены в начале упражнения. Амплитуда движения зависит от степени подготовленности пациента.
  2. Перевернув малыша на бок, надо согнуть ногу, размещенную сверху, и отвести ее в сторону.
  3. Уложив больного на стол так, чтобы его ноги свисали с края стола, врач добивается произвольного разгибания конечностей самим ребенком. Самостоятельные движения приводят к повышению тонуса мышц и усиливают психическую деятельность мозга.
  4. Пружина. Малыша кладут на живот, под тазом располагают валик. Помощник берется за руки пациента и делает несильные рывки.
  5. Сгибание рук. Малыша укладывают на спину, голову его поворачивают вправо или влево. Затем начинают сгибать ту руку, на которую он смотрит, помогая малышу не только разрабатывать мышцы, но и визуально запоминать технику движения.

 Упражнения для мышц тела и шеи

Работа с верхними отделами мышечного корсета способствует развитию осанки и улучшает кровоток в мозгу и шейном отделе. Для помощи больным детям в тренировку включены следующие движения:

  1. Положив больного на спину, надо удерживать его руками за плечи и слегка раскачивать. Затем раскачивания делают с головой, одновременно добиваясь поворотов шеи.
  2. Больной находится на боку, одна рука располагается под головой, вторая вытянута вдоль туловища. Врач легонько толкает малыша в спину или грудь, а тот не должен упасть, сохраняя равновесие.
  3. Голова на шарнире. Малыша сажают на стул, голова опускается вниз. Врач крутит ее в разные стороны. Фиксируя в определенном положении, он отпускает голову так, чтобы она свободно упала на грудь.

Полезное видео – Коррекционно-развивающая гимнастика для детей с ДЦП

Упражнения на дыхание

Упражнения на тренировку дыхания легко осваиваются в домашних условиях. Основные исходные положения – стойка и лежание на спине:

  1. Работая с дыханием ребенка, надо облечь тренировки в игровую форму. Возьмите перо или тонкий лист бумаги, попросите малыша дунуть на них. Хорошо помогает и выдувание мыльных пузырей.
  2. Дыхание по счету. На счет 1, 2, 3 малыш глубоко вдыхает, на 4, 5, 6 выдыхает. В качестве игрового элемента можно выдыхать в тазик с водой.
  3. Произношение звуков на выдохе направлено на всестороннее развитие речевых способностей. Дайте ребенку поиграть со свистком или губной гармошкой, пусть он дует в них, сколько может. Разучивайте с ним песенки.

Гимнастика для бассейна

Плавание очень полезно для малышей с ДЦП, оно помогает им расслабиться и заряжает энергией. Упражнения для бассейна:

  1. Ребенок спускается в бассейн, берется руками за борт. Ноги поочередно отводятся назад (5 раз каждая). Затем делаются разводы ног в стороны 10 раз.
  2. Перевернувшись спиной к бортику, малыш зацепляется за него руками, поднимает вверх ноги и разводит их по сторонам. Проделать так 10 раз.
  3. Уложив больного спиной на воду, надо дать ему ухватиться за бортик. Мама подкладывает руки малышу под спину. Начинается поднимание обеих ног вверх (10 раз), разведение их в стороны (10 раз), перекрещивание ног («ножницы» 10 раз).
  4. Переверните больного на живот, пусть он руками удерживается за борт, а вы поддерживайте его за живот. Делайте попеременное поднятие ног по 5 раз, потом разводы в стороны 10 раз, и сгибание в коленях каждой конечности по 5 раз.
  5. Прижав ребенка спиной к бассейну, попросите его занять сидячее положение. Затем он должен крутить ножками в воде «велосипед».

 Дополнительные тренажеры

Для гармонизации интеллектуального и физического развития деток с ДЦП необходимо использовать специальные тренажеры, которые можно купить или сделать своими руками. Бугристый коврик отлично подойдет для лечебного массажа и физкультуры, улучшит кровообращение в конечностях. В специализированных аптеках продаются коврики разных размеров: отдельно для ступни, для всего туловища. Коврик можно положить возле кроватки малыша, чтобы с утра он мог походить по нему.

Для устранения спастики пальцев рук, которая часто наблюдается у больных ДЦП, сшейте мешочек и наполните его крупой (рис, гречка). Такой самодельный эспандер подготовит руки к хватанию и манипулированию предметами. Так вы получите прекрасный эспандер для тренировки кистей. Полезны для конечностей малыша и занятия с прыгунками и ходунками.

Обратите внимание!

Не стоит покупать больному ДЦП пластмассовые ходунки, они неустойчивы и могут навредить ребенку.

Заболевания мозга, развивающиеся у малышей, требует т родителей долготерпения и упорства, чтобы жизнь ребенка была счастливой и насыщенной. Конечно же, о полном излечении не может быть и речи, но комплексы ЛФК, которые созданы для таких детишек, позволяют достичь многого. Они повышают физические способности детей и облегчают жизнь родителям. Программы занятий составляются индивидуально но при регулярном их исполнении они обеспечивают общий для всех успех.

Видео – Необычное упражнение для детей с ДЦП

Ссылка на основную публикацию