Адаптивная физкультура (АФК) направлена на восстановление и сохранение здоровья у людей со стойкими нарушениями жизнедеятельности, а также на интеграцию их в социальную среду. Адаптивная и общая физическая культура имеют значимые различия. Первая предназначена для инвалидов или пациентов с ограниченными способностями, а вторая охватывает все слои населения. Давайте подробно остановимся на принципах и методах реализации АФК.
Как приготовить полезный шоколад
Адаптивная физическая культура как интегративная наука
АФК – понятие комплексное. Она отличается от лечебной физкультуры более обширной сферой интересов, которые затрагивают не только проблемы физического восстановления, но также вопросы социализации, психологической коррекции, повышения качества жизни индивида.
Эта отрасль культуры требует интеграции знаний по медицине, физподготовке, педагогике. Специалист по АФК осваивает широчайший спектр на первый взгляд разнородных дисциплин:
- Теорию, методику физкультуры;
- Спортивную медицину;
- Двигательную рекреацию;
- Педиатрию;
- Спецпедагогику;
- Реабилитологию;
- Биомеханику;
- Психологию и психиатрию;
- Терапию;
- Анатомию;
- Физиологию;
- Тератологию.
Этот список далеко не полон. Главная проблема заключается в единстве этих знаний. Они не должны представлять собой разрозненные научные дисциплины. Важно сформировать их в неразрывный комплекс, решающий полный список задач, стоящих перед АФК.
Теория адаптивной физической культуры
Теория АФК – это наука, которая изучает суть адаптивной физкультуры, ее принципы, цели, задачи, функции. В сферу интересов данной теории входят средства, способы, пути реализации сформулированных задач.
Первостепенное внимание акцентируют на проблемах, ценностях, интересах, потребностях лиц с нарушением здоровья. Теория АФК разрабатывает пути и методики для их самореализации, вовлечения в общественную жизнь.
Не обходится без внимания и экономический аспект, который предусматривает возвращение пациентов к труду, возможность освоения новых профессий.
Основные опорные концепции теории адаптивной физической культуры
Признаны 5 основополагающих гуманистических концепций АФК:
- Человеческая жизнь – главная ценность, независимо от уровня здоровья.
- Человек олицетворяет неделимое единство природного и духовного.
- Каждый человек – неповторимая личность, сформированная генетическими факторами и социокультурной средой.
- Человек – свободная личность, сущностью которой являются одухотворенность, сострадание, милосердие.
- Независимая личность способна творчески развиваться, познавать, реализовывать себя во всевозможных направлениях.
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Главенствующей целью для адаптивной физической культуры считается обеспечение оптимального уровня жизнедеятельности организма пациента с ограниченными возможностями, а также его полноценная интеграция в социум.
Общие задачи адаптивной физкультуры делятся на четыре блока.
Коррекционные:
- Активация процессов выздоровления;
- Предупреждение развития осложнений;
- Улучшение исходов болезни или травмы;
- Снижение риска инвалидизации;
- Возвращение пациенту трудоспособности.
Оздоровительные:
- Укрепление здоровья;
- Закаливание;
- Формирование условий для нормального развития;
- Коррекция утраченных функций или дефектов развития организма;
- Расширение компенсаторных способностей.
Образовательные:
- Предоставление информации о строении собственного тела, функционировании органов, их систем;
- Обозначение понятия физкультуры как аспекта общей человеческой культуры;
- Создание представлений о здоровом образе жизни и конкретных навыках его реализации;
- Формирование двигательной базы, соответствующей возрастным и индивидуальным характеристикам человека.
Воспитательные:
- Приобретение таких личностных свойств, как целеустремленность, решимость, ответственность;
Нормализация психического развития; - Активация высших мозговых функций (памяти, интеллекта, аналитических способностей, внимания);
- Формирование целостной личности больного.
Основные компоненты (виды) адаптивной физической культуры
АФК включает 4 базовых компонента:
- Адаптивное физвоспитание состоит в обучении пациента основам физподготовки, анатомии, физиологии. Помогает понять механизмы развития болезни и способы преодоления нарушений, а также адекватно оценить способности своего организма.
- Адаптивная физическая реабилитация предполагает разработку специальных тренировочных комплексов, помогающих восстановится после болезни, травмы либо расстройств психики.
- Адаптивная двигательная рекреация включает активный отдых, динамичные игры, спортивные развлечения. Позволяет совместить приятное с полезным: удовольствие от увлекательного досуга с двигательной тренировкой.
- Адаптивный спорт подразумевает соревновательную деятельность, направленную на высокую результативность. Имеет первостепенное значение для самореализации инвалидов или лиц с ограниченными способностями.
Функции адаптивной физической культуры
Все функции, которые несет адаптивная физическая культура, имеют социально-педагогический характер. К ним относятся:
- Профилактическая – предотвращение осложнений, нежелательных исходов болезни;
- Коррекционно-компенсаторная – максимально доступная компенсация анатомо-физиологических расстройств;
- Образовательная – предоставление информации о собственном организме, о состоянии здоровья;
- Воспитательная – обеспечение личностного роста;
- Лечебно-восстановительная – восстановление здоровья;
- Рекреационно-оздоровительная – обеспечение полезного отдыха;
- Гедонистическая – получение удовольствия от жизни;
- Спортивная – участие в спортивных состязаниях;
- Профессионально-подготовительная – приспособление больного к работе в определенной профессии;
- Социально-интегративная – внедрение в социокультурную среду;
- Коммуникативная – налаживание полноценного общения с окружающими.
Принципы адаптивной физической культуры
Основополагающие принципы, на которых базируется адаптивная физическая культура, затрагивают социальный и методический аспекты.
Социальные принципы:
- Гуманистическая ориентированность – создание равноправных, но в то же время индивидуальных условий для каждого пациента;
- Социальная интеграция – включение индивида в культурную, трудовую, повседневную общественную жизнь;
- Непрерывность деятельности в рамках физкультуры – она должна продолжаться в течение всей жизни;
- Приоритет микросоциума – первостепенное влияние семьи на формирование личности человека.
Общие методические принципы:
- Научность – обучение основам научных знаний в рамках АФК;
- Наглядность – вовлечение в обучающий и тренировочный процесс всех органов чувств;
- Доступность – соблюдение меры, предотвращение перегрузок;
- Прочность – длительное хранение полученной информации;
- Сознательность – осознанное стремление к физическому развитию и получению необходимых знаний;
- Последовательность и систематичность – поэтапное обучение и внедрение теории в практическую сферу.
Специальные методические принципы:
- Диагностирование – всесторонняя оценка имеющегося дефекта;
- Индивидуальность подхода – учет особенностей течения болезни у конкретного лица;
- Коррекционно-развивающая ориентация – предполагает стремление к умственному и физическому развитию пациента;
- Компенсаторная направленность – максимально возможное возмещение утраченной человеком способности;
- Возрастная специфика – особенности подходов АФК в зависимости от возрастной группы;
- Адекватность, оптимизация, изменчивость воздействия – соответствие выбранных методик состоянию больного, их коррекция при изменяющихся условиях.
Полезное видео – Адаптивная физкультура с детьми
Адаптивный спорт
Адаптивный спорт активно развивается в РФ и зарубежных странах. Он имеет 3 основных направления, которые в свою очередь делятся на узконаправленные варианты:
- Паралимпийские соревнования – это спортивные состязания для инвалидов. Они включают спорт для больных, перенесших ампутацию конечностей, имеющих параличи, нарушения зрения.
- Сурдлимпийский спорт – соревнования для людей, потерявших слух.
- Специальные спортивные соревнования – предназначены для лиц с нарушениями интеллекта.
В том случае, если пациент не соответствует общим требованиям, предъявляемым для Паралимпийских игр, то организовывают специальные соревнования, доступные для такой категории больных.
Методы реализации
Для полноценного применения принципов адаптивной физической культуры одинаково важны 2 метода:
- Обучение теории. Включает освоение пациентом знаний о структуре, функции человеческого тела, об особенностях его болезни и физических способностях. При этом важно подобрать такой способ донесения информации, который будет доступен для человека с определенными отклонениями. Например, если больной слеп, то обучение проводится на слух или с привлечением тактильного способа восприятия: можно дать ему изучить макет человеческого скелета, мышечной системы. При обучении глухих пациентов используют сурдоперевод, показ информационных слайдов.
- Развитие практических, прикладных, аспектов адаптивной физической культуры. Постепенно от теории переходят к практике, помогая больному освоить доступные физические навыки, а также некоторые виды профессиональной деятельности. Используют стандартные или авторские методики, которые, как правило, имеют узкую направленность.
Методики
Педагоги и врачи непрерывно разрабатывают новые методики АФК, помогающие достичь позитивных результатов людям с разнообразными физическими или интеллектуальными ограничениями. Из российских и советских авторов проблемой адаптированной физкультуры занимались Я. В. Крет, Л. В. Шапкова, Н. Г. Байкина и многие другие.
Л. Н. Ростомашвили исследовала перспективы физкультуры и спорта в адаптации лиц с нарушением зрения. А. А. Потапчук предложил авторскую методику АФК для детей с ДЦП (детским церебральным параличом). С. Ф. Курдыбайло и А. И. Малышев разрабатывали специальные физкультурные комплексы для больных, перенесших ампутацию конечностей.
Д. Ф. Мосунов указывал на важную роль гидрореабилитации в адаптивной физической культуре. Широкую известность приобрели работы Л. В. Шапковой, Л. П. Евсеева, которые подробно рассматривают все аспекты АФК, особенности их реализации.
Видео – Физическая нагрузка для детей с ограниченными возможностями здоровья. Начальный этап
Адаптированная физкультура для детей
В адаптивных физкультурных методиках нуждаются дети и подростки, имеющие врожденные аномалии развития (деформации, недоразвитие конечностей), страдающие ДЦП, мышечными дистрофиями. Максимально раннее начало физической реабилитации позволяет добиться существенных результатов: дети полноценно социализируются, развиваются физически, личностно, приобретают профессию.
С этой целью создаются специализированные организации, занимающиеся адаптированным физвоспитанием детей, а также спецгруппы в общих школьно-дошкольных образовательных учреждениях.
Обратите внимание!
Исследования подтверждают, что помимо нормализации физического состояния больного, улучшается также психоэмоциональная составляющая. Ребенок учится адекватно воспринимать ограничения, оценивать собственные возможности, перестает ощущать свою неполноценность, отчуждение от общества.
Специалист по адаптивной физкультуре должен не только основательно разбираться в педагогике, медицине, но и быть неплохим психологом. Ведь людям с ограниченными способностями важна не только практическая помощь, но также моральная поддержка. Тогда они приобретают веру в себя, добиваются удивительных результатов.