Программа по ЛФК (лечебной физкультуре) в детском саду: упражнения, занятия, цели, задачи, формы, медицинский контроль

Все о программе по ЛФК в детском саду

Гармоничное физическое развитие в детском возрасте обеспечивается активным образом жизни и ранним приобщением ребенка к спорту. Это является одной из задач специалистов дошкольных образовательных учреждений. Очень важно, чтобы в детском саду регулярно проводились занятия ЛФК по грамотно составленной программе.

Как приготовить полезный шоколад

Для чего ввели лечебную физкультуру в детсадах

Безусловно, заниматься с ребенком лечебной гимнастикой нужно и дома, и в специализированных медицинских учреждениях. Однако исследования показывают, что наибольший эффект достигается именно тренировками в условиях детского сада.

Основные причины, побуждающие к внедрению лечебной физкультуры в дошкольные образовательные учреждения:

  • Увеличение числа детей с врожденной патологией разных органов и систем;
  • Ухудшение экологических условий, негативно сказывающихся на способности детского организма к адаптации;
  • Малоподвижный образ жизни ребенка, предпочтение игр на электронных устройствах;
  • Высокая загруженность родителей на работе, недостаток времени на занятия с детьми;
  • Низкая доступность медицинской помощи – удаленность поликлиник и стационаров, строгий график работы, большие очереди.

Таким образом, детский сад оказывается наиболее доступным местом, где малыши могут регулярно тренироваться и укреплять здоровье.

Какие цели и задачи достигаются

Первоочередная цель внедрения программы занятий ЛФК в детсадах: лечение и профилактика болезней опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, нервной, дыхательной систем, общее укрепление здоровья ребенка.

Задачи программы:

  • Регуляция работы сердца, легких, нервной системы, нормализация тонуса сосудов;
  • Укрепление мышечного каркаса;
  • Выработка и закрепление правильного стереотипа движений;
  • Общеукрепляющее влияние на детский организм;
  • Повышение выносливости;
  • Улучшение чувства равновесия, координации движений;
  • Воспитание в детях адекватного отношения к физкультуре, здоровому образу жизни.

Обратите внимание!

Исследования показывают, что регулярные занятия спортом помогают бороться с гиперактивностью, делают детей усидчивыми, менее агрессивными, так как направляют избыток энергии в полезное русло.

Некоторые особенности проведения занятий в ДОУ

Занятия лечебной гимнастикой в ДОУ рекомендуется проводить не менее 2 раз в неделю. Продолжительность тренировок для малышей до 5 лет составляет 20-25 минут, для 5-7-летних детей – 30-35 минут. Занятие состоит из 3 частей:

  1. Вводная – 5-7 мин. Организация детей перед тренировкой – беседы о здоровье и пользе ЛФК, короткие игровые или танцевальные упражнения.
  2. Основная – 15-20 мин. Выполнение комплекса упражнений, направленных на укрепление различных органов и систем, включая гимнастические элементы со спортивными снарядами.
  3. Заключительная – 3 мин. Плавное возвращение детей к состоянию покоя – малоподвижные игры, дыхательная гимнастика, самомассаж ступней.

Кроме комплексных занятий ЛФК дважды в неделю, нужно ежедневно поддерживать двигательную активность детей на высоком уровне: проводить физкультминутки, пальчиковую гимнастику, подвижные игры на свежем воздухе и в помещении.

При планировании тренировок – как взрослых, так и детских – учитываются следующие рекомендации:

  1. Наращивать нагрузки нужно постепенно, увеличивая число повторений и общее количество упражнений.
  2. Задания подбираются в соответствии с возрастом и физическим состоянием ребенка.
  3. Занятия должны проводиться регулярно, равномерно распределяться в течение недели.
  4. Каждое упражнение повторяется несколько раз для выработки правильных динамических стереотипов.
  5. Сложные элементы нужно чередовать с относительно простыми, с упражнениями на расслабление.
  6. Каждые 2-3 недели гимнастический комплекс желательно корректировать, обновлять упражнения.
  7. Важно контролировать состояние детей во время занятий. Если кто-то из малышей не справляется с нагрузками, значит комплекс для него стоит облегчить. Не нужно заставлять дошкольников заниматься на пределе своих физических возможностей – это вызовет срыв компенсации.

Какие формы занятий используются

Поскольку заставить ребенка заниматься спортом бывает непросто, инструкторы в детских садах придумывают необычные и интересные формы тренировок.

Детям до 5 лет

Чтобы заинтересовать малыша тренировками, проводить их лучше всего в игровой форме, параллельно рассказывая какую-нибудь увлекательную историю, сказку. Например, выполняя упражнения, дети могут представлять себе, что они собирают грибы и ягоды, плывут по морю, летают, расправив крылья, прыгают, как зайчики.

Для детей определенный интерес представляют занятия с использованием спортинвентаря – мячей, обручей, фитболов, гимнастических ковриков. Для профилактики плоскостопия малышам 2-3 лет полезно ходить в носочках по массажным коврикам, ребристым дорожкам. Детям 4-5 лет рекомендуют катать ступнями шарики, ходить на носочках и пятках.

Веселей тренировки проходят под музыку, которая создает бодрый настрой и улучшает настроение.

До 5-7 лет

Детям старшего дошкольного возраста уже доступны более сложные гимнастические элементы, занятия на канате, на шведской стенке. В тренировки можно включать соревновательный элемент, проводить эстафеты, командные игры. Обязательны бег, приседания, растяжка, простые акробатические упражнения.

В старших группах очень популярна танцевальная гимнастика. Упражнения выполняются синхронно, под музыку, в ритме танца.

Полезны детям и занятия в бассейне. Не только плавание, но и аквааэробика, игры с мячом.

Примерный комплекс ЛФК в детском саду

В этом разделе вы можете ознакомиться с примерной программой тренировок для детей дошкольного возраста. Все задания выполняются по 5-7 раз.

Упражнения для малышей до 2-3 лет:

  1. Руки вытянуть над головой, ноги расставить по ширине плеч. Выполнять наклоны, не меняя положения рук.
  2. Руки на поясе, ступни на ширине плеч. Делать приседания, имитируя сбор грибов, цветов и т. п.
  3. Из прежней исходной позиции выполнять прыжки вверх.
  4. Лечь на спину, приступить к упражнению «Велосипед», имитируя ногами нажатие на педали.
  5. Из положения лежа на спине с вытянутыми вдоль туловища руками и прямыми ногами перевернуться на живот, а затем вернуться в начальную позицию.

Задания для детей 4-5 лет:

  1. Встать прямо, руки положить на талию, ступни на ширине плеч. Поворачиваться корпусом вправо и влево, одновременно разводя руки в стороны.
  2. Из прежнего начального положения высоко подпрыгивать и одновременно поворачиваться вокруг собственной оси.
  3. В положении стоя взять гимнастический мяч, руки с мячом держать внизу. Выполнять приседания, в то же время вытягивая мяч вперед.
  4. Перехватить мяч одной рукой. Протягивать руки перед собой и перекладывать мяч из одной ладони в другую.
  5. Сесть на пол «по-турецки», наклоняться вперед, вытягивая руки перед собой и хлопая ими по полу.

Гимнастика для дошкольников 6-7 лет:

  1. Ноги расставить на ширину плеч, руки опустить вдоль корпуса. Наклоняться вперед, поочередно пытаясь схватить руками пятку то правой, то левой ступни.
  2. Руки протянуть перед грудью. Поочередно поднимать согнутую в колене то правую, то левую ногу, в то же время разводя в стороны прямые руки.
  3. Встать лицом к стене, положить на нее ладони вытянутых рук. Наклоняться вперед, перебирая ладонями по стене, и выпрямляться тем же способом.
  4. Не отходя от стены, поставить руки на талию. Поочередно поднимать правую и левую ноги, касаясь стены подошвой стопы.
  5. Повернуться к стене спиной, приблизившись к ней вплотную, развести руки в стороны, коснувшись ладонями стены. Сводить прямые руки перед грудью, чтобы они перекрещивались наподобие ножниц. Вверху должна оказываться то правая, то левая рука – по очереди.

Совет!

Нужно следить за тем, чтобы дети подходили к занятиям не формально, а старались правильно выполнить каждый элемент: следили за осанкой, дыханием, положением рук и ног.

Видео – ЛФК в детском саду вместе с родителями

Медицинский контроль

Врачебный контроль проводится для выявления положительной динамики в состоянии малыша и оценки адекватности физических нагрузок. Он осуществляется несколько раз в течение года. Виды врачебного контроля:

  1. Предварительный. Обычно проводится в сентябре, чтобы оценить исходный уровень спортивной подготовки и физического развития ребенка.
  2. Периодический. Выполняется несколько раз в течение года, чтобы установить, правильно ли подобраны нагрузки и есть ли необходимость вводить в программу занятий дополнительные элементы.
  3. Итоговый. Как правило, проводится в мае-июне. Позволяет определить эффективность занятий, наличие положительного влияния ЛФК, темпы физического развития.

Особенности!

Не во всех детсадах в штате присутствует педиатр. В таком случае промежуточные осмотры может проводить медицинская сестра ДОУ.

Врачебный контроль предполагает оценку следующих параметров:

  • Осанка, подвижность позвоночника;
  • Сила мышц спины, живота, конечностей;
  • Координация движений, удержание равновесия;
  • Наличие / отсутствие плоскостопия (с помощью плантографии);
  • Состояние сердечно-сосудистой системы – пульс, артериальное давление, наличие аритмии;
  • Уровень физической выносливости;
  • Гармоничность физического развития, прибавку в росте и в весе;
  • Состояние эмоциональной сферы.

Преимущества лечебной физкультуры

ЛФК имеет ряд преимуществ перед другими лечебно-профилактическими мероприятиями:

  • Общедоступность, она практически не нуждается в финансовых вложениях;
  • Подходит как здоровым малышам, так и детям с патологией различных органов и систем;
  • Не имеет противопоказаний кроме острого периода инфекционной болезни;
  • Простота выполнения, не требует специальных навыков;
  • Оказывает комплексное воздействие на организм;
  • Влияет не только на физическое развитие, но и на психоэмоциональную сферу;
  • Гимнастический комплекс можно в любой момент изменить в соответствии с нуждами конкретного ребенка.

Видео – Игры с мячом. Детские игры. Педагогическое мероприятие в детском саду

Подведем итоги

Традиционно лечебная физкультура воспринимается как один из элементов закаливания, который способствует адаптации к условиям окружающей среды. В детском возрасте она особенно важна, поскольку в этот период происходит активный рост и формирование всех систем организма.

ЛФК – своего рода инвестиция в будущее. Если человек с детства приучится к спорту, будет гармонично развит, крепок и вынослив – все это поможет ему избежать проблем со здоровьем в старшем возрасте.

Ссылка на основную публикацию